Смехотворство

Назад

Случается, что отличить безобидную шутку от смехотворства очень сложно. Отчасти это от того, что сам термин — смехотворство — не совсем понятный. Можно ли шутить или рассказывать анекдоты? Допустимо ли прибегать к юмору во время церковной проповеди или при донесении благой вести? Может ли христианин использовать иронию и сарказм?

Кто-нибудь непременно скажет, что это строго запрещено и любое веселье от лукавого, тогда как верующему полагается всегда быть очень серьёзным и избегать смеха. Только святая улыбка может быть на лице истинного христианина.
Так ли это? Место Писания, которое запрещает смехотворство, судя по контексту однозначно говорит о нечистых и двусмысленных шутках:

"А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;"
(RST К Ефесянам 5:3-4)

Авторы многих современных переводов хорошо это понимают, поэтому текст в их изложении может звучать несколько иначе:

"Среди вас ни в коем случае не должно быть даже намека на разврат или другую нечистоту, или жадность – это не подобает святому Божьему народу. В вашей речи не должно быть никаких непристойностей, пустой болтовни или грязных шуток, лучше благодарите Бога."
(IBS К Ефесянам 5:3-4)

Кроме того, судя по контексту, Павел противопоставляет смехотворству благодарение, а значит речь может идти ещё и о святотатственных шутках, которые выказывают неуважение и неблагодарность по отношению к Богу.

Хотя чувство юмора похоже есть не у всех людей, у представителей животного царства оно отсутствует полностью. Нет ни одного Божьего творения кроме человека, которое могло бы оценить остроумную шутку или посмеяться над конфузом. Ни одно животное не улыбнётся от ироничной ситуации и не рассмеётся над анекдотом. Я уверен, что это от того, что в отличии от всех животных во вселенной, человек сотворён по образу и подобию Творца. По этой причине мы и наделены даром смеяться, равно как и речью и способностью верить в невидимое. Сам по себе смех, это не что-то грязное и греховное. Если юмор никого не обижает и не унижает, то в нём нет ничего плохого. Сарра посмеялась, когда представила как будет выглядеть ситуация, когда они с Авраамом родят ребёнка на старости лет. Собственно имя этого ребёнка "Исаак", значит - смех.
Илия смеялся над пророками ваала и шутил говоря, что наверное их бог не слышет, потому что спит или задумался. Павел довольно часто использует в своих посланиях сарказм, взгляните хотя бы на эти строки:

"Вы с удовольствием терпите глупцов, а вы ведь такие умные! Вы терпите тех, кто порабощает вас и живет за ваш счет, кто помыкает вами, важничает перед вами и бьет вас по лицу. Скажу к своему стыду, что нам не хватило смелости так поступать с вами! Но чем бы они ни хвалились, я тоже смею похвалиться, и вы можете отнести это на счет моей «глупости»."
(IBS 2-е Коринфянам 11:19-21)

Даже Сам Иисус не гнушается шутить во время Своих проповедей:

"Как ты можешь говорить своему брату: «Брат, позволь мне вынуть соринку из твоего глаза», когда ты не замечаешь бревна в собственном глазу? Лицемер, вынь сначала бревно из собственного глаза, а потом ты увидишь, как вынуть соринку из глаза своего брата."
(IBS От Луки 6:42)

Разве не очевидно, что "бревно в глазу", это не что иное как забавная шутка?

В Писании нельзя найти запрета на юмор и веселье. Тем не менее должно быть понятно, что не следует смеяться над Богом или святыми вещами. Шутка не должна быть двусмысленной, пошлой или уничижительной.
Нет ничего хорошего и в злорадстве:

"Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так - человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: «я только пошутил»."
(RST Притчи 26:18-19)

Смеяться над грехом так же не умно, потому как в преступлении нет ничего смешного:

"Глупые смеются над грехом, а посреди праведных - благоволение."
(RST Притчи 14:9)

#назидание
#переводы
#мифы

@ExeGet (https://t.me/ExeGet/) 📜